Юлия Липницкая,
успевшая в первые дни Игр влюбить в себя весь мир и стать фавориткой
женского турнира, упала в конце программы. Упала на тройном флипе –
достаточно уверенном прыжке, поставленном во вторую половину проката. И у
зала, под завязку набитого российскими триколорами, барабанами,
трещотками и болельщиками, оборвалось сердце.
За день до начала личных
соревнований известнейший американский тренер Фрэнк Кэролл, под
руководством которого чемпионами и медалистами Олимпийских игр
становились Линда Фраттиани, Эван Лайсачек, Мишель Кван, Тимоти Гейбл и
Денис Тен, достаточно резко сказал в одном из интервью, что считает
крайне преждевременными все восторги, связанные с дебютанткой российской
команды. "Эта маленькая девочка очень талантлива и великолепна, –
заметил тренер. – Я восхищаюсь ее катанием. Считаю, что когда она
повзрослеет, то будет выступать на фантастическом уровне. Но не думаю,
что ее время уже пришло…"
Интересно, что свою наиболее
легендарную ученицу – Кван – американец впервые привез на Олимпийские
игры в 13-летнем возрасте. Мишель тогда стала второй на национальном
чемпионате, проиграв скандально известной впоследствии Тоне Хардинг. Но в
состав команды была включена, как запасная. На своих следующих Играх
проиграла 15-летней Таре Липински. В 2002-м видела своей основной
соперницей Ирину Слуцкую, но обе они уступили 16-летней Саре Хьюз. То
есть причины для того, чтобы крайне неодобрительно относиться к
"малолеткам", у Кэролла имелись более чем весомые.
Противопоставление женского начала
– детскому в фигурном катании не новость. И у того, и у другого
направления есть свои сторонники, способные вполне аргументированно
подвести базу под то, что именно их точка зрения заслуживает большего
внимания. Лично я охотно готова согласиться как с тем, что смотреть за
выступлениями сложившихся спортсменок намного интереснее, так и с тем,
что "дети" позарез нужны этому виду спорта хотя бы для того, чтобы
толкать более старших вперед, заставляя последних выжимать из себя
максимум сложности.
Просто Олимпийские игры –
совершенно отдельная история. По большому счету здесь вообще не важно,
насколько выразительно и чувственно способен кататься спортсмен и
сколько ему при этом лет. Значение имеет лишь одно: выиграл он, или
проиграл.
Та же Кван, которую на протяжении
всех лет ее выступлений воспринимали в Америке как легенду льда и икону
стиля, никогда не скрывала, что фигурное катание интересует ее прежде
всего как возможность побеждать. Выступая во всевозможных шоу, Мишель не
получала и десятой доли того удовольствия, что приносили ей
соревнования. Поэтому до такой степени и цеплялась за спорт: понимала
сознанием, что уже не способна соревноваться, но продолжала кататься,
преодолевая чудовищную боль. Рафаэль Арутюнян, к которому спортсменка
ушла в 2004-м, рассказывал, что поначалу не поверил словам Мишель о том,
что на приземлениях с тройных прыжков у нее расходятся кости
пояснично-крестцового отдела – самого прочного соединения в
позвоночнике. Когда же тренер понял, что Кван говорит правду, то сумел
лишь выдохнуть: "Это же дико больно!". И услышал в ответ: "Да..."
Таких историй в спорте можно услышать немало. Просто далеко не всегда терпение и страдание вознаграждаются олимпийским золотом.
* * *
Чемпионке Ванкувера Юне Ким Игры в
Сочи должны были подарить уникальную возможность: стать третьей
фигуристкой в истории, сумевшей одержать две олимпийские победы подряд. В
этом сезоне кореянка уже выступала в соревнованиях – приехала в декабре
на второстепенный турнир в Загреб. И лучше бы этого не делала: несмотря
на лучший результат, выглядела Ким неуверенно, допускала ошибки на
прыжках и дала тем самым понять, что больше не является в женском
катании недостижимой в своем совершенстве "инопланетянкой".
Если что и делало фигуристку в
короткой программе особенной, так это по-прежнему высокая сложность
заявленных прыжков: в списке из 30 участниц Юна была одной из пяти
спортсменок, исполняющих каскад тройной лутц – тройной тулуп.
С другой стороны, Ким никак не
изменила свою программу четырехлетней давности и не прибавила ни в одном
из компонентов – разве что стала заметно тяжелее. Сумеет ли кореянка на
старом, неоднократно проверенном багаже, выступить столь же
триумфально, как в Ванкувере, где ее преимущество над Мао Асадой уже
после короткой программы составляло почти пять баллов, и предстояло
увидеть в среду вечером.
Что касается двух российских
спортсменок, Липницкая имела преимущество в базовой оценке: каскад 3+3
"лутц-тулуп" стоил 10,10, в то время как "тулуп-тулуп" Сотниковой
оценивался в 8,20.
Впрочем, тут все было не настолько
просто, чтобы пытаться определить будущую расстановку сил на основании
цифр. В свое время Сотникова поразила всех тем, что стала первой
спортсменкой, успешно исполнившей в соревнованиях самый сложный из
существующих женских каскадов – "лутц-риттбергер". Уникальная
комбинация, имеющая базовую ценность в 11.10, прекрасно вписалась в
произвольную программу Аделины. А вот в короткой программе борьба
спортсменки с этими прыжками шла с переменным успехом и в итоге от
каскада было решено отказаться.
В чем именно заключается сложность
подобной прыжковой связки, объяснил мне в Сочи Виктор Кудрявцев, один
из лучших российских специалистов в области прыжков. Когда вторым
элементом каскада та или иная фигуристка исполняет тулуп, в процессе
смены опорной ноги на толчковую есть возможность исправить огрехи
приземления. Риттбергер в каскаде – это приземление и мгновенное
отталкивание с использованием одной и той же ноги. А это означает, что
права на ошибку нет в принципе: остаться без каскада и лишиться в
короткой программе столь большого количества баллов – значит, заведомо
распрощаться с претензиями на пьедестал.
Зато два тройных тулупа давали
Сотниковой возможность во всей красе продемонстрировать свои лучшие
качества: мощь и высоту полета. Так что стратегически от некоторого
облегчения своей короткой программы спортсменка скорее выиграла, чем
проиграла.
Оставалось убедиться в этом на деле.
* * *
Отправная точка праведного
негодования Кэролла в адрес Липницкой имела национальность, имя,
симпатичную улыбчивую мордашку, длинные ноги и более чем насыщенную
сложностью программу. 18-летняя Грейси Голд появилась в учениках
выдающегося тренера в августе. А уже в ноябре – после того, как
фигуристка выиграла этап "Гран-при", на нее начали смотреть, как на
очередную "американскую мечту", призванную вернуть стране чемпионство в
женском одиночном катании.
Именно американка должна была
стать первой из тех, кого можно будет сравнивать с Ким. Та в связи с
невысоким рейтингом сначала получила 17-й стартовый номер, позволивший
ей кататься без особого напряжения, а следом – рекордную для женского
сезона сумму баллов: 74,92. В Ванкувере, напомню, кореянке точно за
такую же программу и схожий по качеству прокат дали 78,50.
Базовая сложность программы американки была более высокой, чем у Ким, но общая оценка оказалась заметно ниже – 68,63.
Личный рекорд Липницкой составлял
на момент выхода на лед 72,90 – столько она набрала в командных
соревнованиях. Ошибка на флипе – после того, как Юля прекрасно
справилась с каскадом и двойным акселем – получилась нелепой и
совершенно "детской": спортсменка слишком сильно разогналась и тем самым
загнала прыжок прямо под борт. В командном турнире оценка за флип
составила 6,53. Сейчас – 1,08...
* * *
Предположения, что Юна Ким не
получит в Сочи официально оформленную арбитрами "зеленую улицу"
подтвердились: с кореянкой сначала фактически сравнялась чемпионка
мира-2012 итальянка Каролина Костнер, а затем – Сотникова, выдавшая
лучший прокат своей 17-летней жизни. Свой личный рекорд Аделина
превзошла на без малого четыре балла. Может быть, как раз это заставило
дико занервничать Мао Асаду: она упала с тройного акселя и сдвоила
тройной риттбергер, оставшись без каскада.
Источник: http://www.sport-express.ru/