Принятие «Регионального плана» и строительство спортивных объектов
В период выбора Сараево (Югославия) как города-организатора XIV зимних Олимпийских игр учитывалось и то, что там уже были построены спортивные объекты, которые отвечали требованиям, предъявляемым к Олимпийским объектам:
- Спортивный зал с искусственным льдом, расположенный недалеко от трасс лыжного спорта и биатлона;
- Трассы горнолыжного спорта.
В ходе 1979 года Исполнительный орган Оргкомитета сформировал рабочую группу экспертов, задача которой состояла в том, чтобы разработать «Региональный план развития региона, обеспечивающего проведение XIV зимних Олимпийских игр 1984 года» с учетом географического положения области, ее геологических особенностей, технических требований Международных спортивных федераций по зимним видам спорта и опыт прошлых Игр.
30 апреля 1979 года рабочая группа завершила разработку этого плана, а в июле 1979 года он был представлен делегатам шестой Сессии Оргкомитета. Общественное обсуждение Плана продолжалось до сентября 1979 года, после чего «Региональный план...» был принят Муниципалитетами Сараево и 10 других городков, которые обеспечивали подготовку к Играм.
В начале октября 1979 года «Региональный план...» был проверен органами республиканского Исполнительного совета, ответственного за защиту окружающей среды. 18 октября 1979 года на Конгрессе Международных спортивных федераций зимних видов спорта в Монте-Карло была одобрена та часть этого Плана, которая имела отношение к будущим Олимпийским объектам.
Строительные работы на Олимпийских объектах начались летом 1979 года с рассмотрения и формирования трасс для горнолыжного и лыжного спорта и подготовки необходимой инфраструктуры.
Запланированный и систематический подход при решении ключевых вопросов по подготовке Игр сделал возможным полное завершение этих объектов к декабрю 1982 года. Это в свою очередь обеспечило проведение международных предолимпийских соревнований сезонов 1981/82 годов и 1982/83 годов на Олимпийских объектах:
- «Zetra» (конькобежный спорт, фигурное катание и хоккей с шайбой);
- «Skenderija» (фигурное катание и хоккей с шайбой);
- «Igman - Veliko polje» (лыжный спорт и биатлон);
- «Igman - Malo polje» (прыжки на лыжах с трамплина);
- «Bjelasnica» (горнолыжный спорт - мужчины);
- «Jahorina» (горнолыжный спорт - женщины);
- «Trebevic» (бобслей и санный спорт).
Дорожная сеть (около 160 км):
- Окружная дорога;
- Sarajevo - Pale - «Jahorina»;
- «Jahorina» - Vrhpraca - Podgrab;
- Sarajevo (Krupac) - «Igman» - «Bjelasnica»;
- Sarajevo (Hadzici) - «Igman» - «Bjelasnica».
Кроме спортивных объектов и дорожной сети были построены и реконструированы здания «RTV» и «PTT», Национального театра, железнодорожной станции и аэропорта, а также их коммуникации.
Ледовые арены
Основными объектами, обеспечивающих подготовку и проведение XIV зимних Олимпийских игр 1984 года являлись Олимпийский комплекс «Zetra» и культурный спортивный центр «Skenderija». На их спортивных аренах планировалось провести турниры по хоккею с шайбой, соревнования по конькобежному спорту и не менее зрелищные выступления фигуристов. Эти объекты были построены в период 1981-1983 годов (комплекс «Zetra» сдан в эксплуатацию в ноябре 1982 года).
На территории Спортивного комплекса «Zetra» были построены:
- олимпийский зал с ледовым катком площадью 28000 кв.м. - проходили соревнования по фигурному катанию и хоккею с шайбой;
- ледовый стадион для проведения соревнований по конькобежному спорту;
- восстановленный стадион «Kosevo» на котором состоялись торжественные церемонии открытия и закрытия XIV зимних Олимпийских игр 1984 года;
- другие вспомогательные объекты.
В культурном спортивном центре «Skenderija» прошли соревнования по фигурному катанию и хоккею с шайбой, а также церемонии награждения олимпийских чемпионов площадь зала составила 21751 кв. м.
Трассы лыжного спорта и биатлона
Организация и проведение соревнований по лыжному спорту и биатлону с их стадионами с полной инфраструктурой и стрельбищами (огневыми рубежами биатлона) при наличии соответствующих трасс и сопровождающими услугами в районе «Igman - Veliko polje» дали возможность обеспечить эти соревнования в строгом соответствии с требованиями спецификаций Международных спортивных федераций лыжного спорта и биатлона.
Трассы лыжного спорта были созданы в период 1979-1981 годов, а биатлона - 1979-1980 годов, а их стадионы - в 1980-1981 года.
Трассы горнолыжного спорта
Основные и учебные трассы горнолыжного спорта (скоростной спуск, гигантский слалом и слалом) для проведения соревнований в мужском разряде и одним из элементов внутренней инфраструктуры подъёмником для горнолыжников (скорость подъема 7000 лыжников в час) были созданы в районе «Bjelasnica», который расположен несколько ближе к Сараево, чем соответствующие трассы и подъёмник для горнолыжников (скорость подъема 9000 лыжников в час) в районе «Jahorina» для проведения соревнований в женском разряде. Эти объекты были построены в период с 1979 по 1981 годы.
Трассы для мужчин
Скоростной спуск
- Старт - 2076 м над уровнем моря
- Финиш - 1273 м над уровнем моря
- Перепад высот - 803 м
- Дистанция - 3066 м
- Количество ворот - 34
Гигантский слалом
- Старт - 1745 м над уровнем моря
- Финиш - 1363 м над уровнем моря
- Перепад высот - 382 м
Слалом
- Старт - 1563 м над уровнем моря
- Финиш - 1363 м над уровнем моря
- Перепад высот - 200 м
Трассы для женщин
Скоростной спуск
- Старт - 1872 м над уровнем моря
- Финиш - 1325 м над уровнем моря
- Перепад высот - 547 м
- Дистанция - 1965 м
- Количество ворот - 28
Гигантский слалом
- Старт - 1665 м над уровнем моря
- Финиш - 1328 м над уровнем моря
- Перепад высот - 337 м
Слалом
- Старт - 1840 м над уровнем моря
- Финиш - 1670 м над уровнем моря
- Перепад высот - 170 м
Трамплины
Реконструкция таких спортивных объектов как 70-ти и 90 метровые трамплины, построенных в районе «Igman - Malo polje» не потребовало значительных затрат. Так как организаторы Игр очень тщательно подготовили и оборудовали эти объекты к проведению тестовых испытаний и конечно к XIV зимним Олимпийским играм 1984 года, и тем не менее их строительство велось в период с 1980 по 1983 годы.
Трассы бобслея и санного спорта
Трасса бобслея
Аналогичные требования к созданию трасс и элементов их инфраструктур для обеспечения соревнований по бобслею и санному спорту в районе «Trebevic» дали возможность организаторам Игр построить эти трассы в относительно короткий срок - в период 1981-1982 годов.
Технические характеристики трассы Бобслея (двойка, четверка)
- Старт - 1108,5 м над уровнем моря
- Финиш - 982,6 м над уровнем моря
- Перепад высот - 125,9 м
- Дистанция - 1300 м
- Количество левых виражей - 6
- Количество правых виражей - 7
- Максимальный градиент - 15 %
- Средний градиент - 10,2 %
- Минимальный градиент - 1 %
Трасса санного спорта
Одиночный разряд (мужчины)
- Старт - 1111,95 м над уровнем моря
- Финиш - 982,6 м над уровнем моря
- Перепад высот - 129,35 м
- Дистанция - 1210 м
- Количество левых виражей - 6
- Количество правых виражей - 7
- Максимальный градиент - 15 %
- Средний градиент - 10,2 %
- Минимальный градиент - 1 %
«Двойка» - мужчины
- Старт - 1082,45 м над уровнем моря
- Финиш - 982,6 м над уровнем моря
- Перепад высот - 99,8 м
- Дистанция - 993 м
- Количество левых виражей - 5
- Количество правых виражей - 6
- Максимальный градиент - 15 %
- Средний градиент - 10,2 %
- Минимальный градиент - 1 %
Одиночный разряд (женщины)
- Старт - 1082,45 м над уровнем моря
- Финиш - 982,6 м над уровнем моря
- Перепад высот - 99,8 м
- Дистанция - 993 м
- Количество левых виражей - 5
- Количество правых виражей - 6
- Максимальный градиент - 15 %
- Средний градиент - 10,2 %
- Минимальный градиент - 1 %