Название зимнего вида спорта происходит от
английского bobsleigh (скоростной спуск). Представляет собой скоростной
спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых
санях - бобах.
Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 г. английский турист
Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал
их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже
Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован
и первый в мире бобслейный спортивный клуб,
где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта,
причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух
женщин.
В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней было
различным — два, четыре, пять, а иногда и восемь человек. С начала
XX в. в соревнованиях по бобслею участвуют только мужчины. Первые в мире
особые сани — «боб» были сконструированы в 1904 г. Бобслей получил
распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования,
а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта (в Австрии —
с 1908 г., в Германии — с 1910 г. и т. д.).
Бобслей получил распространение в ряде стран
Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные
чемпионаты по этому виду спорта. В Австрии они проводятся с 1908 года, а
в Германии - с 1910 года.
Первые в мире особые сани - "боб" были сконструированы в 1904 году.
Сани
изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса
обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя
пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом.
Используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи.
Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не
более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а
вес экипажа не более 400 кг.
Трасса для бобслея представляет
собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по
крутизне повороты и виражи. Длина трассы - 1500-2000 м с 15 виражами
минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.
Протяженность
трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество
поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в
1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали -
228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в
1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со
107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.
Техническое
совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших
достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным
причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями,
установленными международными правилами для двухместных и для
четырехместных саней. По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по
бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке
разгона - до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде
всего от мастерства пилота - рулевого, от его умения по наиболее
оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости
преодолевая повороты и виражи.
Скорость бобслейных саней во время спуска по трассе может достигать 100 км/ч.
Международная
федерация бобслея и тобоггана FIBT - ФИБТ была основана в 1924 году.
Объединяет более 50 национальных федераций. Тобогган - распространенные
среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько
измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь. В начале
XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на
тобоггане. Затем это слово по традиции сохранилось в названии
Международной федерации ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея в
мире.
Для управления развитием бобслея в мировом масштабе, его пропаганды,
организации и помощи в проведении международных соревнований 23 ноября
1923 года на международном конгрессе в Париже
была образована FIBT (ФИБТ) — Международная Федерация бобслея
и тобоггана. Тобогган — распространенные среди индейцев Канады
бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали
использоваться как спортивный инвентарь. В начале XX в. проводились
официальные соревнования по спуску с гор на тобоггане, а затем это слово
по традиции сохранилось в названии Международной федерации ФИБТ,
ведающей и поныне развитием бобслея в мире.
На I зимних Олимпийских играх в Шамони
(1924 г.), в программу которых были включены соревнования по бобслею
(на четырехместных санях), за награды соперничали девять экипажей
из пяти стран. Золотые медали выиграла команда Швейцарии — Эдуард
Шеррер, Альфред Неве, Альфред Шлеппи и Хайнрих Шлеппи стали первыми
олимпийскими чемпионами в этом виде спорта.
В соревнованиях по бобслею на II зимних Олимпийских играх
в Санкт-Морице (1928 г.) борьбу за награды в первый и последний раз вели
экипажи пятиместных саней. Участие 23 экипажей из 14 стран
свидетельствовало о росте популярности бобслея. Ha I и II зимних
Олимпийских играх (1924, 1928 г. г.) в соревнованиях участвовали только
многоместные бобслейные экипажи (впоследствии четырехместные),
а с Ш зимних Олимпийских игр 1932 года в программу включены соревнования
двухместных и четырехместных экипажей. В Лейк-Плэсиде на III зимних
Олимпийских играх (1932 г.) бобслеисты впервые оспаривали уже не один
комплект медалей, а два — на четверках и на двойках.
Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом
и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными.
Например, в Лейк-Плэсиде (1932 г.) длина трассы составляла
2366 м, перепад высот по вертикали — 228 метров, на трассе было
26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере (1994 г.) бобслеисты
соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот
и 16 поворотами и виражами.
Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется
с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако
по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными
ограничениями, установленными международными правилами для двухместных
и для четырехместных саней. По-прежнему итоговые результаты
в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем
на стартовом участке разгона (до посадки в сани), на дистанции результат
зависит прежде всего от мастерства пилота (рулевого), от его умения
по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями
скорости преодолевая повороты и виражи.
Об упорстве соперничества свидетельствуют предельно минимальные
интервалы между результатами бобслейных экипажей. Например, победителей
XVII зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере в соревнованиях двоек —
экипаж Швейцарии-1 — отделяли от занявшего там второе место экипажа
Швейцарии-2 по сумме времени четырех заездов всего пять сотых долей
секунды. В дореволюционной России бобслей не культивировался. У нас
в стране началом развития бобслея считается 1980 год, когда Комитетом
по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР было принято
Постановление о создании сборной команды СССР по бобслею.
Одновременно с созданием сборной команды страны началось развитие
бобслея в спортивных обществах. Наибольших результатов добились
советские спортсмены на XIV зимних Олимпийских играх (Сараево, 1984):
Дзинтис Экманис и Владимир Козлов (двойка) завоевали бронзовую медаль.
А также на Играх в Калгари (1988) — золотая медаль соревнования
на двухместных санях (Янис Кипурс и Владимир Козлов) (двойка), бронзовая
медаль на четырехместных (Янис Кипурс, Гунтис Осис, Юрис Тоне, Владимир
Козлов).